Подготовка
Подготовка к каждому Чемпионату начинается задолго до первого этапа. Руководство Чемпионата и представители FIA проводят большую работу: утверждают Календарь, технический регламент, правила, одобряют маршруты ралли, спец участки и общее расположение всех 16-ти этапов Чемпионата. Все принятые решения доводятся до сведения организаторов каждого этапа и должны быть непременно выполнены. Сколько длится этап?
В каждое ралли входит три дня, отведенных для разведки (ознакомления экипажей со спец участками), один день для технической подготовки и три непосредственно гоночных дня. Ралли разделено на три дня, и обычно включает в себя от 15 до 25 спец участков (СУ или допов).
Какие Чемпионаты входят в каждое ралли?
Заводские команды, выступающие в Чемпионате, имеют право выставлять две или три машины. Обычно они прибывают на место проведения этапа как минимум за полторы недели до ралли, чтобы иметь время на подготовку. Машины WRC стартуют согласно положению, занимаемому их экипажами в таблице Чемпионата на момент проведения ралли. Лидер Чемпионата стартует первым.
В некоторых ралли принимают участие более 90 экипажей, в которые входят и машины, участвующие в «младших» Чемпионатах: JWRC (Junior World Rally Championship – Молодежный Чемпионат мира по ралли) и PWRC (Prodaction World Rally Championship – Чемпионат среди серийных машин).
Разведка
Каждый экипаж в составе пилота и штурмана проходят обязательную разведку СУ перед началом ралли. Они проезжают все допы в обычной машине в дорожном режиме. Это происходит в течение трех дней перед ралли. Именно во время разведки штурман делает основу для стенограммы, которую будет использовать во время гонки.
Спец участки (СУ или допы)
Спец участки – это те отрезки трассы, на которых и ведется основная борьба. Экипажи проходят их с максимально возможной скоростью с целью показать наилучшее время прохождения. СУ обычно прокладываются либо на частных дорогах, либо на дорогах общего пользования, которые закрываются для всех на время проведения ралли. Типичное ралли включает в себя не более 25-ти СУ. Длина СУ может быть разной – от пяти до 60 километров.
Допы связаны между собой перегонами – дорогами общего пользования, по которым участники ралли добираются от одного СУ до другого, а также до парка сервиса. На перегонах гонщики должны перемещаться, подчиняясь действующим правилам дорожного движения. Таким образом, в каждый день ралли экипажи проходят около 400 километров (включая допы и перегоны).
Учет времени
В WRC нет очной борьбы. Здесь нет «первой линии стартовой решетки» и так далее. Машины WRC проходят СУ один за другим, со стартовым интервалом в одну или две минуты. Так что экипажам приходится бороться с самым жестким и неумолимым соперником – временем. Если на допе не происходит никаких неприятностей, то соперники так и не увидят друг друга. Побеждает тот экипаж, который сумел проехать СУ за наименьшее время.
Зачетные очки
Результаты, полученные в каждом из 16 этапов, распределяются в двух зачетах FIA: личном и командном.
Пилот, финишировавший по итогам всех трех дней ралли первым, получает 10 очков. Второй – 8. Третий – 6. Четвертый – 5. Пятый – 4. Шестой – 3. Седьмой – 2. Восьмой – 1.
В командном зачете складываются очки двух машин, выступающих за одну команду.
Контроль времени
Каждое ралли проходит по жесткому расписанию. Так, экипажи получают временные штрафы за опоздание или за слишком раннее прибытие на старт СУ, а также при въезде и выезде из парка сервиса. В случае опоздания с выездом с парка сервиса штраф составляет 10 секунд за каждую минуту. Это время плюсуется к общему времени пилота на ралли. Также экипажи могут быть вообще сняты с ралли за 15-минутное опоздание с возвращением с СУ, 30-минутное опоздание с возвращением после дня ралли или же часовое опоздание после всех трех дней.
Парк сервиса
После завершения каждой группы СУ (обычно после двух-четырех допов) экипажам разрешено посещение парка сервиса, где проводится текущее техобслуживание и ремонт. На это отводится 20 минут. В конце каждого дня на техобслуживание отводится большее время – 45 минут. После проведения 45-минутного сервиса в конце дня все машины отправляются в закрытый парк до следующего утра, и команды не имеют права изменять какие-либо настройки. Если команды не укладываются в отведенные для сервиса 20 или 45 минут, налагается временной штраф.